Еврощебень — негласное название щебня для производства дорожно-строительных работ. Технические нормы, утверждающие свойства и характеристики данного материала, полностью соответствуют европейским стандартам. Они содержатся в ГОСТе 32703-2014 и действуют на всей территории Таможенного союза с середины 2015 года.

Чем же отличается щебень, произведённый по ранее действующему ГОСТу 8267-93, от т.наз. еврощебня?

  1. Формой щебня. Стандартные фракции еврощебня имеют другое соотношение сторон (примерно 3:4), они кубовидны — тогда как щебень, изготовленный по стандартам 1993-го года, является более вытянутым, его пропорции стремится к 1:2. Сравните, например, фр. 5–10 мм по старому ГОСТу и фр. 5,6–8 мм по новому. Форма щебня напрямую влияет на насыпную плотность и расход соединяющего вяжущего компонента при производстве асфальтобетона нового поколения.
  2. Размером щебня. Новый ГОСТ более подробно и скрупулёзно регламентирует нормы допустимой длины средних еврофракций. Сравните старые стандартные фракции 5(3)–10, 5–20, 10–15, 10–20, 15–20, 20–40, 40–70(80) со стандартными новыми 4–5,6, 5,6–8, 8–11,2, 11,2–16, 16–22,4, 22,4–31,5, 31,5–45, 45–63, 63–90 мм; старые широкие и смесовые фракции 5–20, 20–70, 70 (80)–120, 120–150 мм — со смесовыми новыми 4–8, 8–16, 16–31,5, 31,5–63 мм. Хорошо разработанные нормы по размерам средних фракций позволяют создать высокотехнологичное дорожное полотно с повышенными механическими свойствами.
  3. Требования к щебню в новом ГОСТе стали более строгими: добавились новые промежуточные группы по измерению лещадности и истираемости, убраны нижние группы по прочности (М200 и М300), на порядок сузились допустимые значения по содержанию в щебне примесей и глинистых частиц (от 0,5% до 0,25%). Повышенные требования к ТТХ дорожно-строительного щебня позволяют создать дорожное полотно с отличными эксплуатационными качествами и высоким сроком службы.

С каждым годом доля еврощебня на рынке растёт. Со временем он, по идее, должен полностью вытеснить остальные категории щебня (см. статистику "ТехИнформа"):

scale_2400.jpg

Требования к дорожному щебню

Согласно ГОСТу 32703-2014, щебнем для дорожного строительства признаются каменные зёрна определённого размера и свойств. В качестве основного материала для него обычно выступает гранит — он обеспечивает наилучшую прочность и сцепление с остальными ингредиентами всех слоёв дорожного покрытия.

ГОСТ даёт щебню следующее определение:

"Щебень — неорганический сыпучий каменный материал в виде зёрен крупностью более 4 мм, получаемый дроблением и рассевом продуктов дробления горных пород, гравия и валунов, а также попутно добываемых пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности."

Щебень, используемый в дорожно-строительных работах, должен удовлетворять следующим требованиям:

  • непрерывный гранулометрический состав (при просеивании через сита с квадратными ячейками он должен иметь установленный процент зёрен определённого размера от 90/10 до 85/35 в зависимости от марки);
  • содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не должно превышать установленные рамки (Л10–Л35);
  • содержание дроблёных зёрен, а также сопротивление износу должно соответствовать определённой в ТЗ группе (группы 1–6, И1–И6);
  • марка по дробимости и прочности в зависимости от статуса дорожного полотна должна быть равна или больше указанной в ТЗ (М600–М1400);
  • то же самое касается марки по морозостойкости (F100–F400) и показателя радиоактивности (до 370 Бк/кг);
  • содержание пылевидных и глинистых частиц не должно превышать нормы, установленной в ТЗ.

Какой щебень используют при строительстве дорог?

При строительстве дорог и производстве АБС используют гранитный щебень размером от 4 до 40 мм (для песчаных асфальтобетонов — фр. 4–5,6 и 5,6–8 мм, для мелкозернистых АБС — фр. 8–11,2 и 11,2–16 мм, для крупнозернистых АБС — фр. 16–22,4 и 22,4–31,5 мм) с установленными нормами по химическому составу и допустимому значению примесей.

Марка прочности гранитного щебня должна равняться М1200 или М1400, группа радиоактивности — быть первой (до 370 Бк/кг), марка морозостойкости — от F100 до F400, группа износостойкости — И1.

Вопрос "какой щебень лучше положить на дорогу?" лучше переформулировать — ведь определённая фракция щебня из конкретного месторождения может использоваться на одном объекте и не пройти по ТЗ другого. Нужно исходить из того, куда пойдёт щебень, для производства какой асфальтобетонной смеси будет использоваться. Следует понимать: не существует единой универсальной фракции, которая подойдёт для изготовления любого дорожного покрытия. Единственное, в чём можно быть уверенным — это в необходимости соблюдения повышенных характеристик по прочности, морозостойкости, сопротивлению дробимости и истираемости материала.

Сколько стоит дорожный щебень с доставкой

Цена щебня зависит от фракции, размера заказа, пункта назначения, выбранного способа доставки и конкретного продавца. Крупные фракции примерно в два раза дешевле средних и мелких, самовывоз намного дешевле доставки, доставка автотранспортом выходит всегда дороже доставки по железной дороге (при наличии у камнеобрабатывающего предприятия подъездных путей), купить дорожный щебень у производителя оптом примерно в 2–3 выгоднее, чем приобрести его у перепродавца.

Для примера: цена на еврощебень крупных фракций от ЛСК 16-31,5 и 31,5-63 составит на сегодня 600 руб/т с доставкой по железной дороге, включая НДС. Стоимость средних фракций 8–16 и 16–22,4 со склада в Ленобласти равна 1300,8 руб/т. Мелкая популярная смесовая еврофракция 4–8 мм стоит 1500 руб/т (при условиях самовывоза из Каменногорска).

Может быть интересно:

Склад гранитной продукции по спеццене

Успейте купить до повышения цен!

Предыдущая статья
Вернуться в блог

Открылась ст.м. "Чернышевская"

На полу перед эскалатором свежеоткрытой Чернышевской лежат полированные гранитные плиты Каменногорки

Следующая статья