Доходный дом Мельцеров
Год постройки: 1904–1905.
Местонахождение: Большая Конюшенная, 19.
Архитектор: Ф. И. Лидваль.
Из серого гранита здесь выполнена отделка двух нижних и половина верхнего этажей, колонны и порталы; камень окаймляет башню и нижние окна эркеров.
В здании интересно расставлены акценты: крупные грубые скальные глыбы расположены наверху, на втором этаже дикий камень уложен уже размерами значительно поменьше, ну, а в цоколе установлен гранит хоть и грубой фактуры, но ровной поверхности. Всё это рождает ощущение то ли каменного цветка, то ли горного пламени; дом как бы заставляет нас задуматься: быть может, от близости неба вещи становятся ближе к своим природным формам?
Наверное, благодаря этой своей многозначительности дом и стал серебряным призёром в номинации "Лучший фасад Петербурга 1907 года".
Дом с совами
Год постройки: 1906–1907.
Местонахождение: Большой проспект ПС, 44.
Архитектор: И. А. Претро.
Из крупных грубых кусков серого гранита здесь выполнена отделка фасада до второго этажа, лестницы, обрамления окон и дверей, колонны, порталы. Красно-коричневый гранит пошёл на низенький цоколь здания.
У многих этот дом рождает мистические ассоциации: говорят, он напоминает неприступную волшебную крепость. Скорее всего, такой эффект — результат восприятия грубой фактуры камня, шершавой поверхности стен, длинных вытянутых окон и таинственных скульптур на фасаде и порталах здания.
Дом городских учреждений
Год постройки: 1904–1906.
Местонахождение: Садовая, 55–57.
Архитектор: А. Л. Лишневский.
Здание практически полностью выполнено из серого камня: облицовочные плиты первых двух этажей, облицовка последнего этажа, декор башенок и фронтонов, ступени, колонны внутри холла. Дом выглядит торжественно, будто старинный замок.
Доходный дом сельскохозяйственного товарищества "Помещик"
Год постройки: 1911–1912.
Местонахождение: Измайловский, 16.
Архитектор: Я. З. Блувштейн.
Тёмно-серый гранит служит здесь важным акцентом, он выделяет основной светлый цвет здания, придаёт ему мрачной романтики. Камень пошёл на облицовку первых двух этажей, декорирование лестниц, эркеров, фронтонов, башенок.
Доходный дом Бубыря
Год постройки: 1911–1912.
Местонахождение: Стремянная, 11.
Архитектор: А. Ф. Бубырь.
Вся облицовка нижних этажей здания, обрамление окон и дверных проёмов выполнены из серого гранита. Такая отделка придаёт дому хмурый облик, будто срисованный из средневековых европейских сказок про рыцарей, страшные приключения и колдовство.
Дом Капустина
Год постройки: 1910–1912.
Местонахождение: наб. Фонтанки, 159.
Архитектор: А. Ф. Бубырь.
Гранит в здании не является основополагающим материалом — он лишь усиливает акценты. Из него выполнены лишь низкий цоколь и межоконные простенки — но как они здорово оттеняют цвет дома и его общую фактуру!
Дом Захарова
Год постройки: 1912–1913.
Местонахождение: Клинский, 17.
Архитектор: А. А. Захаров.
Здание очень эклектично: по мере приближения к небу оно становится всё изящнее и живописнее. "Дикий" серый гранит цоколя постепенно сменяется красной керамической плиткой фасада и завершается мозаичными панно, слуховыми окнами, пирамидальной ротондой на самой крыше.
Камень тут помогает расширить палитру применённых художественных приёмов и рождает эффект радости, свободы, торжества.
Большеохтинский мост
Год постройки: 1909–1911.
Местонахождение: мост через Неву, соединяющий Охту и Смольнинский округ.
Архитектор: В. П. Апышков.
Из серого гранита грубой фактуры выполнены устои моста, рустовые камни декоративных башен, парапеты, спуски к воде. Красноватый гранит пошёл на облицовку стен башен.
Мост является самым красивой и монументальной переправой через Неву — в сочетании с металлическими пролётами он соединяет несоединимое: романтику, индустриализацию, стимпанк.
Новый Пассаж
Год постройки: 1911–1913.
Местонахождение: Литейный, 57.
Архитектор: Н. В. Васильев.
Грубый серый камень в сочетании с огромными окнами, отсутствие лишнего декора, лаконичные формы, много отдельных входов и просторные торговые залы, сдержанные орнаменты витражей и стильное многоуровневое освещение — именно так, по мнению архитектурной мысли столетней давности, должны выглядеть современные торговые ряды.
И, конечно, они правы: в огромном приземистом здании ощущается и размах, и солидность, и деловитость. Сейчас в одной из частей Нового Пассажа квартируют "Подписные издания" — и уж им точно удаётся показать всю красоту и удобство этого прекрасного дома!
Санкт-Петербургская соборная мечеть
Год постройки: 1911–1913.
Местонахождение: Кронверкский, 7.
Архитектор: Н. В. Васильев.
Выбор в качестве основного материала для культового сооружения серого гранита грубой фактуры — совершенно нетипичного для мечети, но такого очевидного для северного города материала — совершает революционную перестройку восприятия.
Мечеть начинает смотреться очень органично; её экзотические формы и вид совершенно не вызывают разногласий с окружающей исторической средой Петербурга. Более того — сразу ощущается уважение города к исламу, его равноправие среди всех остальных религий.