Бортовой камень. Аббревиатуры и обозначения
Бортовой камень из изверженной и магматической горной породы, согласно действующему ГОСТу 32018-2012 «Изделия строительно-дорожные из природного камня. Технические условия», имеет следующее обозначение:
На практике каменная отрасль зачастую игнорирует использование нижних и верхних индексов, а также указание на сырьё и использует упрощённые обозначения ГК1, ГК (1000), ГП1 или ГП (1000). В нашей статье мы тоже воспользуемся данным приёмом.
Стоит отметить, что многие камнеобрабатывающие предприятия до сих пор пользуются обозначениями старого ГОСТа, действующего до введения 32018-2012 — т.е. ГОСТом 6666-81 «Камни бортовые из горных пород. Технические условия». Данный документ оперировал обозначениями 1ГП, 2ГП, 3ГП, 4ГП, 5ГП (бортовые камни прямолинейной конфигурации), ВГП (въездной бортовой камень), ГК5 и ГК8 (бортовые камни криволинейной конфигурации).
Типоразмеры гранитного бортового камня
ГП1, ГП2, ГП3, ГП4, ГП5, ГП6 — камень бортовой гранитный пилёный с прямолинейный профилем и размером, утверждённым технической документацией, равным:- - для уличного ГП1: 300*150*700–2000 с высотой обработанной части в 150 мм;
- - для уличного ГП2: 400*180*700–2000 с высотой обработанной части в 250 мм;
- - для магистрального ГП3: 600*200*700–2000 с высотой обработанной части в 450 мм;
- - для садового ГП4: 200*100*700–2000 с высотой обработанной части в 130 мм;
- - для садового ГП5: 200*80*700–2000 без обработанной части;
- - для въездного ГП6: 200*150*700–2000 с высотой обработанной части в 80 мм.
ГП (1000), ГП (2000), ГП (3000), ГП (4000), ГП (5000), ГП (6000), ГП (7000), ГП (8000) — камень бортовой гранитный пилёный с криволинейный профилем и размером, утверждённым технической документацией, равным 300*150*700–2000 мм с высотой обработанной части в 150 мм и радиусом кривизны в 1000, 2000, 3000, 4000, 5000, 6000, 7000 и 8000 мм, соответственно.
ГК1, ГК2, ГК4, ГК5, ГК6 — камень бортовой гранитный колотый с прямолинейный профилем и размером, утверждённым технической документацией, равным —
- для уличного ГК1: 300*150*700–2000 с высотой обработанной части в 150 мм;
- для уличного ГК2: 400*180*700–2000 с высотой обработанной части в 250 мм;
- для садового ГК4: 200*100*700–2000 с высотой обработанной части в 130 мм;
- для садового ГК5: 200*80*700–2000 без обработанной части;
- для въездного ГК6: 200*150*700–2000 с высотой обработанной части в 80 мм.
ГК (1000), ГК (2000), ГК (3000), ГК (4000), ГК (5000), ГК (6000), ГК (7000), ГК (8000) — камень бортовой гранитный колотый с криволинейный профилем и размером, утверждённым технической документацией, равным 300*150*700–2000 мм с высотой обработанной части в 150 мм и радиусом кривизны в 1000, 2000, 3000, 4000, 5000, 6000, 7000 и 8000 мм, соответственно.
Функциональное назначение бортового камня
Весь бортовой камень можно условно разделить на несколько основных функциональных категорий.
Садовый камень ГП4, ГП5, ГК4, ГК5 и радиальные изделия ГП (1000)–ГП (8000) и ГК (1000)–ГК (8000) используют в качестве ограничения зон мощения в тротуарной и садово-парковой зонах; чаще всего его укладывают заподлицо, и он в этом случае носит название бордюра. Радиальный бортовой камень малого диаметра может укладываться на одном уровне с землёй над основной линией мощения — в этом случае он называется поребриком. Чаще всего садовый камень в силу своего малого размера и особенностей установки не имеет фаски.
Уличные бортовые камни ГП1, ГП2, ГК1, ГК2 и радиальные изделия ГП (1000)–ГП (8000) и ГК (1000)–ГК (8000) служат для отграничения проезжей части дорог от тротуарной зоны. Прямолинейные профили используются на прямых участках дороги, криволинейные — на закруглениях и в местах съездов с одного участка дороги на другой. Вся данная продукция мощения укладывается с значительным выступлением над дорожным покрытием, такие бортовые камни называются поребриками и в обязательном случае имеют фаску для обеспечения дополнительной безопасности пешеходов и транспортных средств.
Магистральный поребрик ГП3 из-за своих увеличенных габаритов (вдвое выше уличного бортового камня и втрое больше садового) обладает повышенными прочностными характеристиками и используется на трассах, дорожных развязках, у мостов и тоннелей.
Въездные бордюры ГП6 и ГК6 устанавливаются на крае проезжей части дороги и призваны обеспечить максимально комфортный сход маломобильной группы пешеходов на проезжую часть с тротуара (например, возле пешеходного перехода), а также удобный съезд транспортных средств с придомовой территории.
Спецбордюр изготавливается по особому пожеланию заказчика и может иметь какие угодно габариты и обработку (вплоть до полированной поверхности в противовес обычной колотой, пилёной или бучардированной поверхности).
Прочитать статью в расширенном варианте можно на нашем канале в Яндекс.Дзен>>