Гранит в северном модерне

Читать статью

От ар-нуво и неоромантизма к северному модерну

Северный или, как его ещё называют, балтийский модерн — российское самоназвание стиля, который в Европе известен под именем национального романтизма. Характерными чертами последнего являются:

  • > обращение к корням, к исторической национальной традиции
  • > переосмысление и идеализация народных преданий
  • > взаимопроникновение видов искусств, соединение в одном объекте нескольких прикладных и художественных практик

Работы этого стиля встречаются в России, Финляндии, Эстонии, Литве, Латвии, Дании, Швеции, Норвегии. Но если европейские здания взросли на оммажах средневековой городской культуре, то в России и Финляндии северный модерн больше полагается на народный карело-финский эпос.

Разницу между двумя этими архитектурными течениями легче проследить на примерах. Вот работы западного варианта северного модерна из Стокгольма, Копенгагена, Гельсингфорса (Хельсинки):

Устремлённые вверх линии, узкие сводчатые окна с витражами, полуарки, богатая каменная резьба, тонкие силуэты башенок, большое количество балконов, колонн, треугольных фронтонов; почти во всех проектах имеются рустованные стены, а двери и окна обязательно выделены рантом — иными словами, перед нами — стилизованная готика.

А вот — восточный вариант северного модерна; тот же Гельсингфорс (но в более суровом обличии), Выборг, Сердоболь (Сортавала), Петербург:

Заметно, насколько массивнее и мрачнее выглядят эти здания; их форма во многом инновационна, а очертания приземисты, сказочны и брутальны. Здесь много серого "дикого камня", замысловатой резьбы, непривычных скульптур. Общее впечатление от такого северного модерна — хмурое мифическое средневековье. Именно на нём мы и остановимся подробнее.

Северный модерн в России

Предтечи северного модерна

Культура Российской империи периода 1890-ых–1910-ых годов — это музыка А. К. Глазунова, П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова, это театральные постановки С. П. Дягилева "Русские сезоны", это картины В. М. Васнецова и М. В. Врубеля, это иллюстрации и типографика И. Я. Билибина, это сценография Л. С. Бакста, это деятельность ТО "Мир искусства", это время русского космизма в философии и эпоха Серебряного века в литературе.

Это период общего интереса к собственной исторической идентичности, к поиску народной правды, к интерпретации данных, полученных о своём прошлом. Русская культура не только переживает свой расцвет, но и щедро даёт познавать себя миру — и так же жадно поглощает в ответ новые художественные веяния.

Потому европейские идеи нового искусства (модерна) и национального романтизма воспринимаются в России чрезвычайно благосклонно.

Плюс ко всему, происходит регулярный обмен опытом: русские художники едут в Париж, а их скандинавские коллеги — в Петербург. Две выставки на стыке столетий: Всемирная выставка в Париже 1900 года и выставка современных живописцев Северной Европы, организованная в 1897 году С. П. Дягилевым в петербургской академии им. А. Л. Штиглица, — окончательно смещают вектор внимания столичных архитекторов на новейшей финской архитектуре, известный как Kansallisromantiikka.

Архитекторы северного модерна

С конца XIX века на территориях Великого княжества Финляндского и Эстляндской губернии, бывших в ту пору частью Российской империи — в Выборге, Гельсингфорсе, Сердоболе, Кексгольме (Приозерске), Койвисто (Приморске), Териоки (Зеленогорске), Куокалле (Репино), Юрьеве (Тарту), Таллине — появляются шедевры талантливых финских архитекторов.

Самые известные из них — Йозеф Стенбек, Карл Густав Нюстрём, Уно Ульберг, Юхан Якоб Аренберг, Клас Аксель Гюльден, Готтлиб Элиэль Сааринен, Армас Линдгрен, Герман Эрнст Хенрик Гезеллиус, Карл Адам Нильс Габриэль Хорд аф Сегерстад, Карл Аллан (Вальдемар) Шульман.

Финские архитекторы соединены со столицей Российской империи разнообразными делами и связями: Герман Гезеллиус стажируется на петербургском заводе "Людвиг Нобель"; Элиэль Сааринен является членом петербургской Академии художеств и творческого общества "Мир искусства", а также водит тесную дружбу с Дягилевым, Рерихом и Грабарём; Аллан Шульман и Карл Нюстрём занимаются такими петербургскими архитектурными проектами, как доходный дом фон Бессера на Владимирском проспекте (сейчас — Владимирский Пассаж) и здание хирургической клиники Г. Ф. Цейдлера при Женском медицинском институте.

Потому балтийский романтизм легко и быстро впитывается невскими берегами; уже в начале ХХ века в Петербурге появляются первые проекты, выполненные на тему северного модерна выпускниками Высшего художественного училища при императорской Академии художеств и мастерской Л. Н. Бенуа: Ф. И. Лидвалем, И. А. Претро, А. Л. Лишневским.

Барон Юхан Фредрик (Фёдор Иванович) Лидваль, подданный одновременно и Швеции, и России, считается патриархом петербургского северного модерна. Самые известные его работы: доходный дом Лидваль (1899–1904), доходный дом Мельцеров (1904–1905), доходный дом Циммермана (1906–1907), здание Второго Общества взаимного кредита (1907–1909), здание Азовско-Донского банка (1908–1909), особняк Нобеля и дом для сотрудников его завода на Лесном проспекте (1910–1911), доходный дом Толстого (1910–1912), гостиница "Астория" (1911–1912), здание Русского для внешней торговли банка (1915–1916) и проч.

Архитектор Ипполит Александрович Претро тоже имел шведские корни, увлекался историей и литературой, явно тянулся в сторону национального романтизма; его три самые знаменитые работы, выполненные в стиле "северный модерн" — это доходный дом Путиловой на Большом проспекте ПС (т.наз. "Дом с совами", 1906–1907), дача Клейнмихель на Каменном острове (1904) и доходный дом Трайнина в Коломне (1912).

Архитектор Александр Львович Лишневский, безусловно, знаком каждому петербуржцу: это именно он возводил знаменитый дом с башенкой на Пяти углах (доходный дом Иоффа, 1913–1914) и Дом городских учреждений на углу Садовой и Вознесенского (1904–1906). Кроме того, он является автором таких легендарных проектов, как доходный дом Петерсона (1906), доходный дом Алюшинского (1907–1907), Дом с Мефистофелем (доходный дом Лишневского, 1910–1911), доходный дом Купермана (1911–1913), доходный дом Корелина (1912–1913), доходный дом Шмюкинга (1912–1913), доходный дом Сагалова (1913–1914), доходный дом Марголиных (1914).

Край петербургского северного модерна был изобилен и многообразен, за небольшой срок в десять-пятнадцать лет город сильно изменился и приобрёл знакомые нам теперь доминанты: высокие шпили на углу Садовой и Вознесенского, Измайловского и 7-ой Красноармейской; башенки на Пяти Углах и Апраксином переулке; суровые фасады на набережной Фонтанки, улицах Петроградской Стороны, Васильевского острова и Семенцах. Этому способствовали проекты следующих архитекторов: В. П. Апышкова, Я. З. Блувштейна, А. Ф. Бубыря, Н. В. Васильева, А. А. Захарова и многих, многих других. В Москве видными представителями национального балтийского романтизма выступали А. У. Зеленко и Г. И. Макаев.

Характерные черты северного модерна

Хотя почти не существует архитектурных проектов, выполненных строго в рамках одного стиля (обычно оказываются подмешаны черты и неорусского направления, и неоромантизма, и неоготики, и неоренессанса, и ар-нуво, а где-то даже уже и ар-деко), можно говорить о неких общих особенностях, свойственных большинству творений архитекторов северного модерна:

  • > суровый вид
  • > асимметричность, многоугольность, округлость
  • > сдержанный цвет тёмных оттенков: серо-жёлтый, грязно-коричневый, бурый, тёмно-серый, чёрный
  • > введение в облик здания множества дополнительных функциональных элементов (арки, колонны, башенки, слуховые окна, мансарды, сложные высокие фронтоны)
  • > массивный цоколь с грубой обработкой
  • > активное использование в облицовке "дикого камня" и отделочных материалов с визуально шершавой фактурой
  • > особое внимание к порталам, эркерам, обрамлениям окон и дверей (часто они выполняются из тех же материалов, то с контрастной обработкой)
  • > оммажи средневековой романской архитектуре — контрфорсы, нефы, русты, ранты
  • > фольклорные орнаменты и узоры
  • > декоративные резные элементы из дорогих натуральных материалов (дерева, камня, металла), фасетчатое стекло, барельефы, горельефы, скульптуры, керамические панно

Топ-10 памятников северного модерна с гранитом в Петербурге

Доходный дом Мельцеров

Год постройки: 1904–1905.

Местонахождение: Большая Конюшенная, 19.

Архитектор: Ф. И. Лидваль.

Из серого гранита здесь выполнена отделка двух нижних и половина верхнего этажей, колонны и порталы; камень окаймляет башню и нижние окна эркеров.

В здании интересно расставлены акценты: крупные грубые скальные глыбы расположены наверху, на втором этаже дикий камень уложен уже размерами значительно поменьше, ну, а в цоколе установлен гранит хоть и грубой фактуры, но ровной поверхности. Всё это рождает ощущение то ли каменного цветка, то ли горного пламени; дом как бы заставляет нас задуматься: быть может, от близости неба вещи становятся ближе к своим природным формам?

Наверное, благодаря этой своей многозначительности дом и стал серебряным призёром в номинации "Лучший фасад Петербурга 1907 года".

Дом с совами

Год постройки: 1906–1907.

Местонахождение: Большой проспект ПС, 44.

Архитектор: И. А. Претро.

Из крупных грубых кусков серого гранита здесь выполнена отделка фасада до второго этажа, лестницы, обрамления окон и дверей, колонны, порталы. Красно-коричневый гранит пошёл на низенький цоколь здания.

У многих этот дом рождает мистические ассоциации: говорят, он напоминает неприступную волшебную крепость. Скорее всего, такой эффект — результат восприятия грубой фактуры камня, шершавой поверхности стен, длинных вытянутых окон и таинственных скульптур на фасаде и порталах здания.

Дом городских учреждений

Год постройки: 1904–1906.

Местонахождение: Садовая, 55–57.

Архитектор: А. Л. Лишневский.

Здание практически полностью выполнено из серого камня: облицовочные плиты первых двух этажей, облицовка последнего этажа, декор башенок и фронтонов, ступени, колонны внутри холла. Дом выглядит торжественно, будто старинный замок.

Доходный дом сельскохозяйственного товарищества "Помещик"

Год постройки: 1911–1912.

Местонахождение: Измайловский, 16.

Архитектор: Я. З. Блувштейн.

Тёмно-серый гранит служит здесь важным акцентом, он выделяет основной светлый цвет здания, придаёт ему мрачной романтики. Камень пошёл на облицовку первых двух этажей, декорирование лестниц, эркеров, фронтонов, башенок.

Доходный дом Бубыря

Год постройки: 1911–1912.

Местонахождение: Стремянная, 11.

Архитектор: А. Ф. Бубырь.

Вся облицовка нижних этажей здания, обрамление окон и дверных проёмов выполнены из серого гранита. Такая отделка придаёт дому хмурый облик, будто срисованный из средневековых европейских сказок про рыцарей, страшные приключения и колдовство.

Дом Капустина

Год постройки: 1910–1912.

Местонахождение: наб. Фонтанки, 159.

Архитектор: А. Ф. Бубырь.

Гранит в здании не является основополагающим материалом — он лишь усиливает акценты. Из него выполнены лишь низкий цоколь и межоконные простенки — но как они здорово оттеняют цвет дома и его общую фактуру!

Дом Захарова

Год постройки: 1912–1913.

Местонахождение: Клинский, 17.

Архитектор: А. А. Захаров.

Здание очень эклектично: по мере приближения к небу оно становится всё изящнее и живописнее. "Дикий" серый гранит цоколя постепенно сменяется красной керамической плиткой фасада и завершается мозаичными панно, слуховыми окнами, пирамидальной ротондой на самой крыше.

Камень тут помогает расширить палитру применённых художественных приёмов и рождает эффект радости, свободы, торжества.

Большеохтинский мост

Год постройки: 1909–1911.

Местонахождение: мост через Неву, соединяющий Охту и Смольнинский округ.

Архитектор: В. П. Апышков.

Из серого гранита грубой фактуры выполнены устои моста, рустовые камни декоративных башен, парапеты, спуски к воде. Красноватый гранит пошёл на облицовку стен башен.

Мост является самым красивой и монументальной переправой через Неву — в сочетании с металлическими пролётами он соединяет несоединимое: романтику, индустриализацию, стимпанк.

Новый Пассаж

Год постройки: 1911–1913.

Местонахождение: Литейный, 57.

Архитектор: Н. В. Васильев.

Грубый серый камень в сочетании с огромными окнами, отсутствие лишнего декора, лаконичные формы, много отдельных входов и просторные торговые залы, сдержанные орнаменты витражей и стильное многоуровневое освещение — именно так, по мнению архитектурной мысли столетней давности, должны выглядеть современные торговые ряды.

И, конечно, они правы: в огромном приземистом здании ощущается и размах, и солидность, и деловитость. Сейчас в одной из частей Нового Пассажа квартируют "Подписные издания" — и уж им точно удаётся показать всю красоту и удобство этого прекрасного дома!

Санкт-Петербургская соборная мечеть

Год постройки: 1911–1913.

Местонахождение: Кронверкский, 7.

Архитектор: Н. В. Васильев.

Выбор в качестве основного материала для культового сооружения серого гранита грубой фактуры — совершенно нетипичного для мечети, но такого очевидного для северного города материала — совершает революционную перестройку восприятия.

Мечеть начинает смотреться очень органично; её экзотические формы и вид совершенно не вызывают разногласий с окружающей исторической средой Петербурга. Более того — сразу ощущается уважение города к исламу, его равноправие среди всех остальных религий.


Прочитать статью в расширенном варианте можно на нашем канале в Яндекс.Дзен>>


Может быть интересно:

ЛСК в ассоциации "Центр камня"!

"Ленстройкомплектация" вступила в крупнейшую российскую ассоциацию каменной отрасли "Центр камня".

Предыдущая статья
Вернуться в блог

Специальные зимние цены!

Скидки до 12% на основной ассортимент гранитной плиты и брусчатки.

Следующая статья